Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 13 «Незабудка» (МБДОУ Детский сад № 13 «Незабудка» ) г. Гуково Врио заведующего: Кравцова Светлана Викторовна

РОЛЬ МУЗЫКИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Дёмина Татьяна Николаевна,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МБДОУ детский сад № 13 «Незабудка»

 

РОЛЬ МУЗЫКИ

В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ

  ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Скуднело б сердце, не сумев принять в себя речушку детства

Её ликующий напев - моё бессмертное наследство!

Здесь – мой родник, меня здесь ждут, и я застыл, как на пороге:

К истокам пройденным ведут нас всех далёкие дороги!

Касым Нурдбадов

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладываются в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

В современных программах воспитания и обучения детей,  на первый план выходит развивающая функция музыкального искусства, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, всестороннее развитие, формирование общечеловеческих и духовных ценностей

Нравственное воспитание – это длительный процесс, в котором детский сад является очень важным звеном. Смысл этого процесса заключается в постепенном осознании и принятии ребенком нравственных, моральных и поведенческих норм и правил, принятых в определенном социуме.

Нравственно-патриотическое воспитание – часть процесса, и цель его – осознание ребенком своей приобщенности к государству, нации, любви к родине, своему народу и родной природе.

Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, истории нашей Родины.

Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования любви к Родине являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

Какую роль в жизни ребенка играет  музыка?

Не ошибусь, если скажу, что музыка в становлении личности ребенка играет главную роль. Под музыку дети познают мир, легче запоминают, музыка развивает разнообразные эмоции, потому что как ни один другой жанр искусства может передать свои оттенки: настроений природы и человека, любви к родному краю, животному миру, близким людям. Ни живопись, ни поэзия не располагают такой богатой палитрой оттенков и нюансов, и поэтому музыка должна окружать ребенка тогда, когда он ещё находится в утробе матери.

Работая много лет в детском саду музыкальным руководителем, задачи   нравственно – патриотического воспитания, как и ряд других задач,  я решаю на каждом музыкальном занятии, в разных видах музыкальной деятельности. Уверена, что ребенка  необходимо вводить в культурный мир музыки, начиная с дошкольного возраста.

Задача музыкального руководителя – отобрать те музыкальные произведения, которые доступны пониманию ребенка определенного возраста. Например, в раннем возрасте дети могут и должны слышать такие произведения как «Жаворонок» П. И.Чайковского, пьесы из музыкальной сказки «Петя и волк» С. Прокофьева, и другие произведения иллюстративного характера. Эта музыка должна звучать как фон, не стоит акцентировать внимание детей на названии произведения и фамилии композитора.

В среднем дошкольном возрасте, дети знакомятся с классической музыкой, узнавая её название и фамилию композитора, педагог всякий раз подчеркивает, что это русская музыка и русский композитор.  

Начиная со старшего дошкольного возраста, желательно использовать русскую классику во всех видах музыкальной деятельности, кроме, пожалуй, пения. В этом возрасте особенно актуально проговаривание, пояснение каждого музыкального произведения.

Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Из этой сокровищницы можно черпать бесконечно, и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать ее в музыкальном воспитании дошкольников.  

Примечательно, что вся русская классика неразрывно связана с

русским народным творчеством, буквально пронизана мотивами музыкального фольклора.

Песня для ребенка имеет непосредственное  нравственно-воспитательное значение.  На основе отечественных произведений, русских песен, прибауток, потешек, частушек, пестушек… у детей с дошкольного возраста воспитываются качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство. А обращение к фольклору, оказывает серьезную помощь в патриотическом воспитании: ребенок познает сердцем родной народ, становится  духовным наследником его традиций, а значит, растет настоящим человеком.

Незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника имеют народные игры с пением и движением, работа с музыкально – шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен. Все эти виды музыкальной деятельности развивают интерес к пению, музыке, развивают память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию, через движение, а так же художественный образ в движении. Но самое главное, русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитывается ребенок.

Театрализованная деятельность – самый распространенный вид детского творчества. Она  оказывает значительное влияние на развитие нравственной и эстетической сферы дошкольника, а также на целостное развитие личности.

Дети перевоплощаются в игре небольших сценок на праздниках, постановке сказок, спектаклей – эти действа служат для них первым уроком нравственности и морали. Воспитанию и развитию  нравственно- патриотических качеств личности ребенка способствуют праздники, развлечения и досуги:

· тематические: «День Матери», «Аты – баты шли солдаты»,  «8 Марта»,

 «День Победы», «День защиты детей», «Мой город»; «Символы России»;

· календарно – православные: «Святки», «Масленица», «Сороки»,

 «Осень – русская краса», «Новый год»;

· экологические: «Русская березка», «Земля – наш дом».

 Хочется отметить, что  немаловажное значение в нравственно – патриотическом воспитании имеет пример взрослых, которые окружают ребенка – это близкие люди, педагоги.

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.

В качестве примера представлен конспект занятия на тему:

«Путешествие в край северного сияния».

Цель: Формировать представления о  многонациональном  составе  нашей  страны.

Программное  содержание:

1. Воспитывать  у  детей  уважение  к  культуре,  быту,  обычаям и 

традициям  коренных  народов  Севера.

2. Продолжать  знакомить  с  животным  и  растительным  миром,

климатическими  особенностями  Крайнего  Севера.

3. Расширять  словарный запас (тундра, ягель,  яранга, чум, северное

сияние, полярная ночь, варган, нарты, каюр,  малица,  оленья  упряжка).

4. Закреплять  умение  детей  самостоятельно выполнять  танцевальные 

движения,  характерные  для  северных  народов.

Оборудование:

Проектор, экран  для  просмотра  слайдов.  Презентация по теме занятия. Музыкальные  инструменты  (бубен,  колокольчики).  Шапочки  для  игр:  оленей,  совы.  Глобус.  Костюм  Зимы. Национальные  головные  уборы  для  детей.  Амулеты  - обереги.

Ход занятия:

Дети   входят  в  зал,  их  встречает музыкальный  руководитель.

Музыкальный  руководитель (М. р.):  (нараспев)  Здравствуйте!

(высоким,  средним  и  низким голосом)

Дети: (дети  отвечают нараспев в такой  же  тональности.)  Здравствуйте!

М.  р.: Ребята,  посмотрите, как  много  гостей  сегодня  в  нашем  зале. 

Вы  хотите  с  ними  познакомиться?  Но  одно  условие:  вы  будете  задавать 

гостям вопросы,  пропевая  их. Договорились?

Дети: Да!

(дети  подходят  к  взрослым,  задают  им вопросы,  используя  мелодические импровизации, гости  отвечают  детям,  пропевая  свои  ответы).

М. р.:  Вот  и  познакомились.

Сегодня  ребята  у  нас  1  февраля,  а  какое  время  года?

Дети: Зима!

(под музыку П. И. Чайковского  «Зимние  грёзы» входит зима)

Зима:

…Идёт  волшебница Зима, Брега  с  недвижною  рекою

Пришла,  рассыпалась;  клоками Сравняла  пухлой  пеленою;

Повисла  на  суках  дубов; Блеснул  мороз.  И  рады  мы

Легла  волнистыми  коврами  - Проказам  матушки  зимы.

Среди  полей,  вокруг  холмов,

Зима: Я,  ребята,  Зима!  Дети,  что  за  музыка  сейчас  звучала?

Дети: Музыка  П. И. Чайковского  «Зимние  грёзы»

Зима:  Какое  странное название,  а  что  это  значит?

Дети: Зимние  грёзы  -  это  зимние  сны.

Зима:  Какие  же  бывают  зимние  сны?

Дети:  Суровыми,  холодными,  страшными,  неуютными…

Зима: Вот  и  композитор  в  этом  произведении  старался  передать 

суровость  зимы,  холод,  используя низкие  звуки,  разный  темп,

тембровую  окраску  звуков…

Зима:  Совсем  я  вас  заморозила?

Дети:  А  мы  не  боимся  холода,  мы  умеем  греться.

Массажная игра: «Зимняя разогревалочка»

Если  замерзают  руки,  начинаем  их  тереть,

Быстро  мы  умеем  руки,  как  на  печке  разогреть

(дети  медленно  растирают  одну  ладонь  о  другую)

Сначала  ладошки,  совсем  как  ледышки,

Потом  как  лягушки,  потом  как  подушки

(дети  растирают  ладони  всё  быстрее  и  быстрее)

Согрелись  ладошки,  горят и  взаправду, а  не  понарошку.

Я  горю,  как  от  огня,  вот,  потрогайте  меня!

(вытягивают  вперёд  раскрытые  ладони)

Зима:  А  заведём – ка  мы  с  вами  хоровод!

Хоровод: «А  кто  у  н ас  белая?» 

Зима:  Вы  очень  смелые  и  бесстрашные  ребята.

А  хотите  со  мной  отправиться  в  путешествие?

Дети:  Да!

Зима:  (берёт  в  руки  глобус)Посмотрите,  что  у  меня  в  руках?

Дети: Глобус!

Зима:  Давайте  найдём  на  глобусе  нашу  страну. Как  она  называется?

Дети: Россия.

Зима:  Посмотрите,  какую  огромную  территорию  занимает  Россия!  В  нашей  стране  много  народов,  и  для  всех  она является  родным  домом.   

Дети:


1. Если  долго-долго-долго

В  самолёте  нам  лететь,

Если  долго-долго-долго

На  Россию  нам  смотреть,

То  увидим  мы  тогда

И  леса,  и  города, 

2. Океанские  просторы, 

Ленты  рек, озёра,  горы…

 3.  Мы  увидим  даль  без  края,

 Тундру,  где  звенит  весна,

 4.  И  поймём  тогда,  какая

  Наша  Родина  большая, 

  Необъятная  страна.

В.Степанов 

«Необъятная  страна»


Зима: Действительно,  Россия  необъятна…  А  ведь  Россия  это  наша 

Родина  и  сейчас  мы  с вами  отправимся  на самый  север  нашей

необъятной Родины.  (дети  рассматривают глобус)

Зима: Как  же  нам  туда  добраться,  какой  вид  транспорта  самый 

быстрый?

Дети: Самолёт

Зима: Правильно,  быстрее  всего  мы  доберёмся  на  самолёте. 

(дети  занимают  места  на  стульчиках, видео слайд № 1 – вид из иллюминатора самолета).

Зима:  Вот  мы  и  добрались  до  одного  из  северных городов  нашей 

страны  -  Норильска (слайд 2-4) .  А   почему  небо  над  городом  такое  разноцветное?(слайд 5 - видео)

Дети:  Это  северное  сияние!

Зима:  Но  наш  путь  лежит  дальше,  ещё  севернее  -  туда,  где  находится  белая  снежная  пустыня (слайд 6).  Как  она  называется?(слайд 7)

Дети: Тундра.

Зима: Действительно,  в  переводе  на  русский  язык  тундра  -  это безлесная снежная  равнина (слайд 8).  А какая  там  погода?

Дети:  Там  большую  часть  времени  холод,  снег  и  лёд.  Бушуют  бураны,  метут метели,  а  земля  скованна  вечной  мерзлотой.

Зима:  А  лето  там  бывает?(слайд 9)

Дети:  Лето бывает,  но  оно  короткое  и прохладное(слайд 10).

Зима: Спойте  песню  о  тундре,  пожалуйста.

Песня «Песенка о тундре»

Зима: Раз  в  тундре так  холодно,  там,  наверное,  ничего  не  растёт?

Дети:  В  тундре  растут  карликовые  берёзы и ива, брусника,  голубика,  черника,  клюква,  морошка,  грибы,  мох,  лишайники(слайд 11-16).

Зима:  А  теперь  послушайте  и  посмотрите,  какие  животные  и  птицы  водятся  в  тех  местах.

(Слайды со звуковым сопровождением)

Вот  он,  Север.  Снег  да  лёд, Целый  день  они  галдят

Лёд  не  тает  круглый  год. На  один  и  тот  же  лад.

 (слайд 17)Их  компания  недаром 

От  морозов  и  метелей Птичьим  названа  базаром.

Здесь  медведи  побелели.(слайд 26)

(слайд 18-19) По  пустыне  океана

А  ещё  здесь  есть  песец, Льдин  кочуют  караваны

Непоседливый  жилец. (слайд 27)

(слайд 20) И  моржи,  как  на  кровать,

Он обегал  все  сугробы, Улеглись  на  льдину  спать.

Догони  его,  попробуй!(слайд 28)

(слайд 21) В  полынье  весной  тюлень

На  крутых  утёсах  тут Кувыркается  весь  день.

Птицы  разные  живут.  (слайд 29)

(слайд 22)  Или  выползет  на  льдину

Есть  тут  кайры,  гаги,  чайки, И  на  солнце  греет  спину…

Всех  поди-ка  сосчитай-ка!(слайд 30)

 (слайд 23-25) (М. Карунный  «Северяне»)

Зима:  А  вы  знаете,  ребята, животные  и  птицы  не  замерзают  в  такой  холод  потому,  что они  имеют  тёплый  мех,  подкожный  жир.  А  у  птиц  под  перьями  тёплый  пух  (слайд 31).

Зима:  Послушайте  загадки:

Летает  бесшумно.  Кругом  голова! Корешки  грызёт  и  мох,

Полярная  белая  птица… В  тундре  обитает.

(сова)(слайд 32-33) Встретится  с  совой  врасплох

Вовсе  не  мечтает

(лемминг) (слайд 34-35)

Зима:  Предлагаю  вам  сейчас  превратиться  в  маленьких  юрких  леммингов  и  поиграть  в  игру:

ИГРА:  «Полярная сова и  лемминги»

Зима:  Ребята,  а  какие  народы  живут  в  тундре?(слайд 36-38)

Дети:  Чукчи,  ненцы,  эскимосы,  коряки,  нанайцы.

Зима: На  чём  же  нам  добраться  до  них,  ведь  живут  они  далеко  от  города?  Послушайте  загадку: Стройный,  быстрый,  рога  ветвисты,

Пасётся  весь  день. Кто  же  это? (олень)

Верно,  самый  надёжный  вид  транспорта  в  тундре  -  оленья  упряжка (слайд 39). А  как  называются  сани,  в  которые  запрягают  оленей?  (нарты)  

Зима:  Ну  что  ж, поехали  на  оленях  в  тундру! 

(Дети  «едут»  парами, импровизируя  езду  на  оленях,  выполняют  движения  по  тексту  музыку).

Зима: Вот  мы  и  добрались!  (слайд 40).  

Детей встречает  хозяйка  чума.   

Хозяйка: (воспитатель в костюме)  

Ань  дорова,  ребята!  Так  здороваются  на  Севере (дети  отвечают). Я  рада

вас  приветствовать  в  нашей  тундре!

А  хотите  узнать,  как  мы  здесь  живём? (ответ  детей)

Ну,  тогда  слушайте! Селение  северных  народов  называется  стойбищем

(слайд 41)

Наше  жилище   называется  яранга  или  чум  -  сделано  оно  из  жердей,  покрытых  берестой,  войлоком или  оленьими  шкурами  (слайд 42).

Почему  мы  живём  в  таких  жилищах? Да  потому,  что северным  народам  приходится  кочевать  т.е.  переезжать  с  места  на  место,  а  лёгкий чум  или  ярангу  легко  разобрать  и  перевезти  на  новое  место. А  скажите  мне,  ребята, на  чём  вы  сюда  добрались?

Д е т и: На  оленях.

Хозяйка:   У  нашего  народа  есть  такая  традиция  -  когда  рождается  мальчик,  ему  дарят  оленёнка,  (слайд 43)и  он  с  малых  лет  учится  ухаживать  за  ним.  Ведь  олени  для  нас  -  это  и  дом,  и  одежда,  и  пища,  и  транспорт. Мужчины  в  тундре  занимаются  разведением  оленей рыболовством,  охотой.

Хозяйка:  Пока  мужчины  пасут  оленей,  охотятся,  ловят  рыбу,  женщины занимаются хозяйством  и  воспитанием  детей,  рассказывают  детям  сказки (слайд 44).  У  нашего  народа  много  хороших  сказок,  которые  учат  детей добру,  трудолюбию,  любви  к  ближнему.

Ребята,  а  вы  знаете  сказки  народов  Севера?

Д е т и:  Да.

Хозяйка:  А  это  мы  сейчас  проверим!

В  какой  сказке  ленивая  девочка  превратилась  в  гуся?

Д е т и:  («Айога»)(слайд 45).

В  какой  сказке  дети  не  принесли  воды  больной  матери? 

Д е т и:  («Кукушка»)(слайд 46).

В  какой  сказке  медведь  посадил  в  мешок  непослушных  детей?

Д е т и:   (Тала-медведь и колдун»)(слайд 47).

В  какой  сказке  зайчик  добыл  солнце?

Д е т и: («Кто  солнце  добыл»)(слайд 48).

Зима  в  наших  краях  долгая,  тёмная,  морозная. Мы  по  нескольку  дней  не  выходим  из  чума  и,  чтобы  не  скучать в такое  время,  играем  на  музыкальных  инструментах  и  поём. 

Ребята,  я  слышу:  кажется,  кто-то  играет. А  на  чём?

(слышатся  звуки варгана и  бубна,  на  экране  демонстрируются  инструменты)(слайд 49-51).  

Хоть  и  длинна  полярная  ночь,  но  приходит  время,  появляется  над  горизонтом  солнышко, и  наш  народ  весело  встречает  этот  день.  Мы  водим  хороводы  и  радуемся  солнышку.

А  знаете,  как  мы  называем  солнце?

Дети : Хейро.

Давайте  вместе  встретим  солнышко!(слайд 52 -  звуковой файл).

(дети  и  Хозяйка  участвуют  в  хороводном  танце  «Хейро».)

Зима: Спасибо,  уважаемая  Хозяйка  Севера,  что  научила  нас  танцевать  замечательный  танец  «Хейро». А  мы  тебе  хотим  подарить  песню.

ПЕСНЯ «РОДИНА»

Хозяйка: Вот  и  закончилась  полярная  ночь,  а  значит,  мне  пора  готовится  к  переезду  на  новое  пастбище,  а вам,  ребята,  отправляться  обратно  в  детский  сад. На  прощание  я  хочу  подарить  вам   вот  эти  амулеты,  в  них  заложены  радость,  добро,  мудрость,  тепло  народов  Севера  и  хочу,  чтобы  эти  обереги  вы  подарили  гостям,  которые  к  вам  сегодня  пришли. Лакамбой!  До  свиданья,  ребята! (слайд 53).

Зима:  Вот  и  закончилось  наше  путешествие  в  край  снегов, морозов  и северного  сияния. Пора  занимать  места  в  самолёте  и  отправляться  домой (дети садятся  на  стульчики)(видео слайд  54 – вид из иллюминатора самолета).  Вот  мы  и  приземлились.  Мы  снова  в  детском  саду.

 Вам  понравилось  наше  путешествие?

 Дети: Понравилось!

 Зима: Я  прощаюсь  с  вами,  ребята!  До  свидания!  (пение  на  звукоряде)

  Дети  покидают  зал

Очень важно дать понять детям представление о нравственных ценностях и привить им навыки нравственного поведения. Самым доступным источником, в котором любой человек может почерпнуть для себя какие - либо моральные правила, нравственные представления, является музыка.  Она учит нас красоте, доброте, сочувствию, любви, отзывчивости друг к другу, способствует обогащению и накоплению жизненного опыта ребят. Нравственное воспитание является процессом, направленным на формирование и развитие личности ребёнка, предполагает становление его отношения к Родине, обществу.

Литература:

1. Петрова В.И. , Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду –М; Мозаика – Синтез, 2006.

2. Ветлугина Н.А. Музыкальное  воспитание в детском саду – М; Просвещение, 1981.

3. Журнал  «Музыкальный руководитель» – М; 2012 №7.

24 февраля 2014 в 20:02

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.